Центр судебной экспертизы и медиации
Некоммерческое партнерство
Наши телефоны:
Благовещенск (4162) 53-40-39, 8914-556-06-46
31 октября 2013 года в Арбитражном суде Амурской области прошла научно-практическая конференция по теме: «Примирительные процедуры в арбитражном процессе: развитие и современность». В конференции приняли участие эксперты высокого уровня в области юриспруденции, такие как С. А. Антонова – Председатель Арбитражного суда Амурской области, С. А. Логвиненко – Заместитель председателя Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, С. Н. Семенов – Председатель Амурского областного суда, и другие. По результатам конференции был подготовлен сборник материалов. В данном мероприятии принял активное участие в качестве спикера Президент правления НП «ЦСЭМ» Кадомцев Игорь Александрович. Его выступление было признано участниками конференции как одно из лучших.
Медиация - альтернатива судебным разбирательствам
И. А. Кадомцев,
Президент Правления Некоммерческого партнерства "Центр судебной экспертизы и медиации"
В современном мире, где почти на каждое действие находится противодействие, где постоянно сталкиваются интересы людей, просто необходимы средства для урегулирования возникающих конфликтов.
Как правило, мы руководствуемся самыми распространенными, их три:
Многовековая история силового разрешения показывает, что данная форма не столько разрешает конфликт, сколько загоняет его вглубь. Практика судебного разрешения конфликтов, несомненно, более цивилизованная процедура. Но и она не отвечает тем требованиям, которые бы удовлетворили конфликтующие стороны.
Одним из альтернативных по отношению к государственному правосудию способов разрешения конфликтов и споров при участии третьего нейтрального лица является медиация. Она основана на добровольном участии сторон с целью выработки взаимоприемлемого и жизнеспособного решения конфликта.
Медиация - это процедура примирения конфликтующих сторон путём их вступления в добровольные переговоры в присутствии нейтрального лица-медиатора (посредника), с целью достижения взаимопонимания и составления договора, разрешающего конфликтную ситуацию.
Данный метод с 70-х годов прошлого века широко используется за рубежом (в США, Италии, Дании, Польше, Германии, Англии, Швеции и других странах). В Российской Федерации своё распространение медиация получила только с принятием Федерального закона № 193-ФЗ мОб альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.
Гражданские взаимоотношения носят многогранный характер: собственность, признание сделок недействительными, кредит, залог, наследство, авторские права и так далее.
Процедура медиации состоит из нескольких этапов, главная задача которых - разрешение конфликта без обращения в суд:
Медиация позволяет выйти сторонам из тупиковой ситуации, разрешить спор максимально комфортно, продемонстрировав высокий уровень культуры сторон, в то время как после судебного разбирательства всё обычно заканчивается разрывом отношений и неприятными последствиями. Особенно важно это в предпринимательской деятельности и даёт возможность сохранить партнерские отношения в будущем.
Медиация - процедура, нацеленная на перспективу, и если в судебном разбирательстве мы в основном опираемся на прошлое, пытаясь разобраться в фактах, выяснить кто прав, а кто виноват, то в медиации вопрос о правоте и виновности не ставится. У сторон появляется реальная возможность продолжить свои деловые отношения.
Если детально проанализировать финансовые и временные затраты на ведение судебных или арбитражных разбирательств и сравнить по таким критериям судебный метод разрешения спора (в том числе путём достижения мирового соглашения), с одной стороны, и медиацию - с другой, то можно обнаружить, что эффективность медиации выше.
Медиатор фокусируется на настоящих и будущих нуждах и интересах сторон, а также на нуждах тех, кто может быть потенциально затронут принятием соглашения сторон. Роль медиатора - создать безопасную и нейтральную среду, усилить эффективность коммуникации между сторонами и привести их к взаимовыгодному решению.
Медиатор может помочь сторонам организовать процесс переговоров, рассмотреть каждый аргумент и найти решение для самого ’’горящего”, разделить людей и проблему, исследовать все перспективы, "построить мост" между сторонами, увидеть выход из конфликтной ситуации.
Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. 193-Ф2 "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" устанавливает требования к медиаторам, деятельность которых может осуществляться как на профессиональной основе (лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством РФ), так и на непрофессиональной основе (лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости), а также особенности правового положения саморегулируемых организаций медиаторов и их основные функции.
Вопрос обучения медиаторов, по-моему, наиболее острый и требующий особого внимания, ведь от профессионального уровня конкретного субъекта (медиатора) зависит очень многое. А вопрос контроля со стороны государства за подготовкой данных специалистов, содействия образовательным учреждениям в данной сфере, совершенствования системы подготовки медиаторов является наиболее важным.
Обучение по программе подготовки медиаторов (ППМ) можно пройти в Амурском центре профессиональной подготовки. ППМ является программой дополнительного образования и включает в себя три образовательных направления:
’’Медиация. Базовый курс” (12 ООО р.).
Программа "Медиация. Базовый курс "рассчитана на 120 часов и состоит из трех образовательных модулей повышения квалификации:
"Медиация. Особенности применения медиации" (код. 18000) рассчитана на 312 часов.
"Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов" (код. 15000) рассчитана на 144 часа.
В настоящее время нами проводится обучение по первым двум направлениям.
Освоение базового курса является основой для осуществления медиативной деятельности на профессиональном уровне и своего рода допуском к последующим курсам. Дальнейшее освоение программы остается на усмотрение слушателя.
Каждая из трех модулей программы сопровождается выполнением контрольного задания.
Цель курса:
Обучение слушателей методу медиации как одному из способов разрешения конфликтов.
Требования к уровню освоения и содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
знать: понятия, цели и задачи медиации; основные закономерности процесса медиации; медиативные подходы;
уметь: самостоятельно анализировать правовую и социально-политическую литературу; планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
владеть: навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, ведения дискуссии и полемики, навыками критического восприятия информации.
Помимо стандартных тем курса, предложенных в типовой программе, преподаватели Центра сочли необходимым включить следующие темы:
Для поддержания и совершенствования профессионального уровня медиатору необходимо овладеть особенностями применения этой процедуры (второй курс), предусматривающей углубленное изучение специфики применения медиации в различных сферах деятельности: семейные, трудовые, коммерческие споры, медиация при суде и др. По окончании второго курса приобретается специальность медиатора широкого профиля.
Во второй курс, рассчитанный на 312 часов, преподавателями Центра помимо рекомендованных образовательных модулей были включены такие темы как:
Амурский центр профессиональной подготовки ведет образовательную деятельность по данным программам с 2011 года, на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности от 15 июня 2011 № ОД 4151.
Учебным заведением самостоятельно разработана образовательная программа подготовки медиаторов, которая составлена согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 г. № 187 "Об утверждении программы подготовки медиаторов”. Программа разрабатывалась и утверждалась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2010 № 969 "О программе подготовки медиаторов”, Министерством образования и науки РФ по согласованию с Министерством юстиции РФ, что является признанием социальной значимости этого правового инструмента.
В данную программу преподаватели Центра сочли целесообразным включить такие образовательные модули как "Основные принципы медиации”, "Инструменты медиации", "Психология”, "Особенности решения споров из семейных, трудовых, экономических и других отношений с помощью медиации" и т. п. Программа предусматривает различные виды контроля знаний, такие как тестирование, устные опросы, семинары, написание эссе.
На данный момент Центром обучено 42 человек, это далеко не весь потенциал, который может реализовать Центр.
Так, за два квартала 2011 года было обучено около 69 % от общего количества обученных по данной программе, в 2012 году 21 %, в 2013 году 10 %.
Программа подготовки медиаторов представляет наибольший интерес юристам, работающим в различных отраслях. Следует отметить, что около 78 % от общего числа обученных по программе подготовки медиаторов составляют специалисты области правоведения, это работники судебной системы, адвокатуры, юрисконсульты различных предприятий и учреждений, руководители общественных организаций. Также среди слушателей (22 %) есть определенное количество профессиональных психологов и специалистов с экономическим образованием, это зачастую начинающие специалисты, рассчитывающие на повышение своего профессионального рейтинга на рынке труда.
В Амурском центре профессиональной подготовки налажена "обратная связь" с выпускниками по данной программе, которые подтверждают, что курсы медиации способствовали карьерному росту или более удачному трудоустройству.
Занятия в Центре ведут квалифицированные преподаватели, кандидаты наук, практикующие специалисты, работающие в таких областях как юриспруденция, конфликтология, психология, педагогика. Слушатели курсов помимо документа установленного образца получают твёрдые теоретические знания и практический навык, что в дальнейшем позволяет им успешно применять полученные знания.
Проводя мониторинг количественного и качественного состава слушателей программы подготовки
медиаторов, следует отметить снижение интереса потенциальных слушателей.
Специалисты Центра связывают это с отсутствием государственного регулирования в области реализации Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ мОб альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”.
Мы чувствуем острую необходимость в поддержке и контроле государственных органов власти образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги по программе подготовки медиаторов.,Следует отметить, что таких учреждений немного, Амурский центр профессиональной подготовки первый и единственный в Амурской области организовал и начал оказывать подобные образовательные услуги. Ближайшие регионы, где можно получить дополнительное образование по программе подготовки медиаторов, - это г. Хабаровск, г. Новосибирск.
"Лига Медиаторов” работает в Российской Федерации и объединяет специалистов, имеющих большой практический опыт медиации. Штаб-квартира Лиги находится в Санкт-Петербурге. В своей деятельности Лига ориентирована на успешное разрешение конфликтов любой степени сложности, возникающих в бизнес-среде. Правила и принципы медиации, используемые медиаторами Лиги, позволяют конфликтующим сторонам успешно разрешать спор и, сохраняя деловую репутацию, существенно экономить для себя и время, и деньги.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора (ст. 3 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)).
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации стороны имеют право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора (ст. 135, ч. 2 АПК РФ). Во всем мире такие посредники называются медиаторами.
Внедрение процедуры медиации во всем мире сталкивалось с определенными проблемами.
Однако в мировой практике есть и положительный опыт, так, в США, например, с помощью процедур внесудебного урегулирования споров (ADR) разрешается до 80 % конфликтов, причем из всех мировых решений 30 % дает арбитраж, а 70 % - медиация.
Интересный пример: Франция - страна, чья правовая система относится к романо-германской правовой семье и во многом сходна с российской. Процедуры внесудебного и досудебного урегулирования споров путем обращения к посреднику получили широкое закрепление в ряде французских нормативных правовых актов. Весьма показательными, на наш взгляд, являются соответствующие нормы Спортивного кодекса Франции, регламентирующие выполнение посреднических функций Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом.
Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что основной задачей в данной сфере является формирование профессиональной среды медиаторов. Мы рассчитываем на организацию профессионального сообщества, целью которого будет являться не получение прибыли, а оказание содействия образовательным учреждениям в подготовке специалистов, участие в совершенствовании нормативной базы данной сферы деятельности, объединение профессионального сообщества, отстаивание интересов субъектов профессиональной деятельности в области медиации, интеграции в правоприменительную структуру России.